Прямые иностранные инвестиции в узбекистане

Прямые иностранные инвестиции в узбекистане: необходимость и целесообразность

Ф.Й. Соатов
Старший преподаватель,
Ташкентский Государственный Технический Университет,
Г,Ташкент, Узбекистан
О.И. Бегмуллаев
Старший преподаватель
, Ташкентский Государственный Технический Университет,
Г,Ташкент,Узбекистан

В данной статье рассматриваются вопросы политики привлечения иностранных инвестиций в Республику Узбекистан. Прямые иностранные инвестиции играют в Узбекистане важную роль, определяя динамику экономического роста, глубину и масштабность, а также скорость процесса трансформации экономической системы на национальном уровне.

Узбекистан реализует масштабные реформы во всех сферах жизни общества, в частности, ход экономических реформ в стране приобрел последовательный и устойчивый характер, когда на общем фоне увеличения отечественного производства, высокой инвестиционной активности продолжается усиление рыночных процессов.

Но в любом случае, конечной целью инвестиционной политики является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем экономики страны и повышения эффективности общественного производства.

Прямые иностранные инвестиции играют в Узбекистане важную роль, определяя динамику экономического роста, глубину и масштабность, а также скорость процесса трансформации экономической системы на национальном уровне.

Положительное воздействие ПИИ проявляется не только через расширение финансирования за счет зарубежных источников, но и за счет таких внешних эффектов, как технологические и институциональные экстерналии.

Предприятия, созданные на основе и при содействии ПИИ, отличаются заметно более высоким уровнем приминяемых технологий, в том числе и управленческих. Блогодоря созданию совместных с иностранным капиталом предприятий Узбекистан импортирует технологии, а также соответствующие институты, в частности, принципы корпоративного поведения, что ускоряет процессы рыночного реформирования, развития институциональной инфраструктуры.

Узбекистан реализует масштабные реформы во всех сферах жизни общества, в частности, ход экономических реформ в стране приобрел последовательный и устойчивый характер, когда на общем фоне увеличения отечественного производства, высокой инвестиционной активности продолжается усиление рыночных процессов.

Это выражается в значительном повышении привлечения иностранных инвестиций и стабильном приросте объемов производства. Стал более насыщен потребительский рынок, в несколько раз повысились реальные доходы населения.

Рассматривая ситуацию с привлечением прямых иностранных инвестиций в экономику Узбекистана, стоит отметить, что в начале 2000-х гг. приток ПИИ в страну был незначителен, а их накопленный объем к 2004 году не превышал 1 млрд. долл. Доля ПИИ в структуре инвестиций в основной капитал едва достигла 10%, и они не оказывали существенного влияния на процесс структурных преобразований экономики, развития промышленного производства и увеличения объемов внешней торговли.

Динамика иностранных инвестиций в 2006-2011 гг. показывает, что по мере развития мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. иностранные инвесторы не только не ушли из Узбекистана, но и продолжили расширение своего присутствия на рынке страны. Период относительно низкой инвестиционной активности начала 2000-х годов, который был обусловлен как внутренними проблемами экономики Узбекистана, так и в целом предкризисной ситуацией на мировом рынке, сменился в 2006–2009 гг. расширением спроса на инвестиционные ресурсы, и затем, в 2010-2011 гг., стремительным ростом инвестирования в экономику Узбекистана. Накопленный объем иностранных инвестиций в экономике Узбекистана на конец 2011 г. превысил 6,7 млрд. долл. Увеличение объемов иностранных инвестиций свидетельствовало об улучшении характеристик инвестиционного климата Узбекистана, а также о повышении доверия к экономике Узбекистана со стороны инвесторов в последние годы.

Анализ инвестиционного климата и динамики иностранных инвестиций в экономике Республики Узбекистан, показывает, что за последние 5-6 лет страна достигла существенных успехов в формировании позитивного делового и инвестиционного климата, в реформировании законодательной и административной системы страны, что подтверждается высокими оценками со стороны международных рейтинговых агентств и ряда известных международных организаций. Третий год подряд международные рейтинговые агентства, как Standard & Poor’s, Moody’s и Fitch Ratings присваивают банковской системе Узбекистана рейтинговую оценку на уровне «стабильный», причем количество коммерческих банков республики, имеющих такую оценку, растет из года в год. Если в 2010 году 13 коммерческих банков страны получили рейтинг «стабильный», то сегодня их количество достигло 28, активы которых составляют более 98 процентов от совокупных активов всей банковской системы республики.

Необходимо отметить продолжающуюся в последние годы тенденцию роста объемов привлекаемых в экономику Узбекистана иностранных инвестиций и кредитов при сокращении доли финансирования проектов под гарантию Правительства.

В докладе главы государства И.А.Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год, было отмечено, что в рамках реализации Инвестиционной программы на реализацию проектов по модернизации, техническому и технологическому обновлению отраслей, структурным преобразованиям в экономике страны в 2015 году было привлечено и освоено инвестиций за счет всех источников финансирования в эквиваленте 15,8 миллиарда долларов США, или с ростом против 2014 года на 9,5 процента. При этом более 3,3 миллиарда долларов, или свыше 21 процента всех инвестиций – это иностранные инвестиции, из которых 73 процента составляют прямые иностранные инвестиции.

Читайте также  Чем заняться каким бизнесом архив идей

Перед Узбекистаном стоит сложная задача привлечь в страну иностранные инвестиции, обеспечив при этом соответствие требованиям иностранных инвесторов и направление привлеченного капитала на достижение национальных целей и обеспечение экономического развития. Прямые иностранные инвестиции могут послужить механизмом повышения конкурентоспособности Узбекистана в мировой экономике за счет использования имеющихся конкурентных преимуществ и привнесения новых. Важным условием повышения притока прямых иностранных инвестиций является проведение государственной политики, направленной на создание стабильных условий функционирования иностранных инвесторов в национальной экономике. Достижение этой цели будет способствовать повышению национальной конкурентоспособности и более активной интеграции нашей страны в международную экономическую систему.

Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития в 2015 году и важнейшим направлениям экономической программы на 2016 год. Пресс-служба Президента Республики Узбекистан URL: http://www.press-service.uz/ru/news/show/main/informacionnoe_soobshenie_o_zasedanii_6/

Сейткасимов, Г.С. Инвестиции и конкурентоспособность экономики // Проблемы современной экономики. — 2006. — №3/4 (19/20).

Роль иностранных инвестиций в модернизации экономики Узбекистана

Модернизация экономики должна основываться на мировом опыте повышения эффективности производственных процессов. Не используя опыта ведущих стран, не возможно повысит эффективность производство. Как показывает мировой опыт, в мире было реализовано много успешных модернизационных проектов, которые позволяли за относительно короткий срок добиться существенных экономических успехов. Хотя все успешные модернизационные проекты явились результатом целенаправленной политики приступивших к реформам государств и концентрации внутренних усилий и ресурсов, ни одна модернизация не была осуществлена без использования внешних факторов. Среди этих факторов, прежде всего, выделяются иностранные инвестиции, импорт технологий, привлечение иностранных специалистов, экспорт как источник получения доходов для модернизации и преимуществ обновленной экономики, международные кредиты.

Иностранные инвестиции играют большую роль в модернизации экономики Узбекистана. В соответствии с нашим законодательством, иностранными инвестициями, на территории Республики Узбекистан, признаются все виды материальных и нематериальных благ и прав на них, в том числе права на интеллектуальную собственность, а также любой доход от иностранных инвестиций, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности, не запрещенных законодательством, преимущественно в целях получения прибыли.

Привлечение иностранных инвестиций позволяет национальным производителям воспользоваться передовыми технологиями и повысит свою конкурентоспособность. Если предприниматели используют устаревшие оборудование и технологии, то их производительность будет низкой, и они будут неконкурентоспособными. Иностранные инвестиции позволяют решить эту проблему, так как, привлекая инвестиционные инвестиции, мы получаем доступ к новым технологиям. Современные технологии позволяют резко увеличить производительность труда наших предприятий, что приведет к дальнейшему стимулированию развития инвестиционных процессов.

Модернизация экономики также связанна с повышением уровня капитализации, в свою очередь этого можно добиться за счёт внешних факторов, то есть привлечение иностранных инвестиций является дополнительным источником повышения уровня предложения капитала в национальной экономике.

В Узбекистане основную часть привлекаемых иностранных инвестиций составляют прямые иностранные инвестиции. Прямые иностранные инвестиции являются широко используемой формой международной передачи технологий.

Поэтому привлечения прямых иностранных инвестиций стимулирует процесс модернизации экономики Узбекистана за счёт расширения доступа местных предпринимателей к современной технике и методам управления.

Улучшение инвестиционного климата Узбекистана позволяет привлекать большие объемы иностранных инвестиций ежегодно. Эксперты ряда авторитетных международных организаций, как, например, МВФ, Всемирного банка, Азиатского банка развития и другие финансовые структуры, наблюдающие за развитием нашей страны, отмечают, что действующие у нас законодательные акты, регулирующие инвестиционную деятельность, создают необходимые условия для ее дальнейшей активизации. Сегодня они солидарны в своем мнении, что созданные условия обеспечивают надежную защиту законных прав иностранных инвесторов, а гарантии, льготы и преференции для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями еще более усиливают интерес.

Позитивным фактором в плане привлечения иностранных инвестиций в Узбекистан служит интерес и доверие иностранных инвесторов к устойчивости экономики республики и перспективам ее развития. Сегодня в нашей стране действует 4667 предприятий с иностранными инвестициями в ведущих отраслях экономики. А ежегодное освоение более $3 млрд. иностранных инвестиций, преимущественно прямых, на долю которых приходится свыше 25 процента общего объема инвестирования, усиливает стремление иностранных партнеров работать со своими узбекскими коллегами.

Узбекистан активно включился в многостороннее международное экономическое сотрудничество. В настоящее время наиболее динамично отношения республики развиваются с ведущими странами мира — ФРГ, США, Великобританией, Японией, Францией, Италией, Республикой Корея, Турцией, Китаем. С 50 государствами мира заключены соглашения об избежании двойного налогообложения.

Вновь создаваемые предприятия с иностранными инвестициями, в которых вклад иностранного инвестора в денежной форме составляет не менее $5 млн., при изменении налогового законодательства вправе применять в течение 10 лет с момента их государственной регистрации нормы и положения по уплате налога на прибыль юридических лиц, налога на добавленную стоимость (оборот по реализации товаров, работ, услуг), налога на имущество, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого социального платежа, единого налогового платежа, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд и Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных и медицинских учреждений, действовавшие на дату их государственной регистрации. Такие позитивные изменения стали причиной того, что 2012 году в нашей стране количество вновь созданных предприятий с иностранными инвестициями составило 486 предприятий. Все это привело к росту доли иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций. Если в 2005 году 21,7% освоенных инвестиций приходилось на долю иностранного капитала, то в 2009 году этот показатель достиг 32,4%.

Читайте также  Бизнес идеи без первых вложений

Однако мировой финансово-экономический кризис привел к резкому сокращению международной миграции капитала, что стало причиной усложнения процесса привлечения иностранных инвестиций в экономику Узбекистана. В результате доля иностранных инвестиций в общем объёме инвестиций в 2014 году сократился до 20,2%, при этом высокие темпы прироста иностранных инвестиций сохраняются. В 2014 году объемы иностранных инвестиций и привлекаемых кредитов выросли на 21,8% и составили свыше 6,8 трлн. сум.

В структуре привлеченных иностранных инвестиций наблюдается снижение доли прямых иностранных инвестиций. Если в 2012 году доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций составлял 79,4%, то в 2014 году этот показатель составил 78,3%. Так же снижает доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций. Если в 2012 году доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций составлял 17,2%, то в 2013 году этот показатель составил 15,9%, а в 2014 году 15,8 %.

В результате реализации активной инвестиционной политики введены в строй десятки современных предприятий. В их числе новые высокотехнологические мощности по производству автомобильных двигателей на СП «Дженерал Моторс Павертрэйн Узбекистан», автомобильных генераторов и компрессоров, реализовано три проекта по производству энергосберегающих ламп, освоено производство стиральных машин под брендом «Самсунг» на СП «Зенит электронике», бытовых газовых плит, кондиционеров, электробытовых пылесосов и ряд других производств. Завершено строительство дилерского центра нового комплекса по производству грузовых автомобилей «MAN» в Самаркандской области.

Таблица 2. Тенденция развития иностранных инвестиций Составлено по данным Госкомстата Республики Узбекистана.

В УЗБЕКИСТАНЕ ВНЕДРЯТ НОВУЮ СИСТЕМУ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 8 января состоялось видеоселекторное совещание по вопросам ускорения реализации инвестиционных проектов, намеченных на текущий год.

В нем приняли участие члены правительства, Председатель Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, хокимы областей и города Ташкента, руководители дипломатических представительств нашей страны за рубежом.

Активная инвестиционная политика — в числе важнейших условий достижения стабильного экономического развития. В связи с этим по инициативе главы государства 2019 год объявлен в нашей стране Годом активных инвестиций и социального развития.

В Инвестиционную программу на 2019 год включено более 3 тысяч проектов на общую сумму 16,6 миллиарда долларов. Это на 16 процентов больше, чем в 2018 году. В частности, в ее рамках планируется ввести в строй 140 производственных мощностей общей стоимостью 3,2 миллиарда долларов.

На совещании обсуждены вопросы своевременной и качественной реализации этих крупных и важных проектов.

Как отмечалось, в результате активной работы с зарубежными странами и инвесторами прямые иностранные инвестиции составляют 25 процентов от их общего объема. В частности, в этом году предусмотрено освоить 4,2 миллиарда долларов в рамках 320 проектов с участием прямых иностранных инвестиций.

Президент отметил, что важнейшей задачей правительства должны быть безусловная реализация проектов с участием прямых иностранных инвестиций, оказание зарубежным инвесторам всесторонней помощи. Указано на необходимость прекращения практики откладывания освоения основной части инвестиций на последние месяцы года и доведения показателя освоения во всех отраслях и регионах минимум до 35 процентов в первом полугодии и 70 процентов по итогам девяти месяцев.

Проанализированы стоящие в этой сфере задачи в разрезе комплексов Кабинета Министров. Названы сферы и отрасли, в которых доля иностранных инвестиций уменьшилась по сравнению с прошлым годом. Даны поручения по привлечению дополнительных инвестиций до конца года, особенно в сферы и регионы с высокой потребностью в прямых иностранных инвестициях, обеспечению контроля за освоением данных ресурсов.

На совещании уделено особое внимание вопросу реализации региональных проектов за счет прямых иностранных инвестиций, отмечает пресс-служба главы государства.

В прошлом году в регионах было освоено более 1 миллиарда долларов инвестиций и введено 133 новых предприятия. Однако, в следствие недостатков в организации работы, допущенных хокимами и их заместителями по инвестициям, не обеспечена сдача в эксплуатацию некоторых объектов в городе Ташкенте, Республике Каракалпакстан, Самаркандской, Андижанской, Ферганской, Наманганской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской областях.

Читайте также  Малое предпринимательство идеи свой бизнес

Глава государства поручил разработать и проконтролировать исполнение отраслевых графиков по устранению возникших проблем в реализации таких проектов.

В текущем году планируется осуществить 209 региональных проектов с участием прямых иностранных инвестиций и освоить 1,9 миллиарда долларов, или в 2 раза больше средств, чем в прошлом году. На совещании по каждому региону определены руководители республиканских ведомств, ответственные за реализацию этих, а также дополнительных инвестпроектов, сформированных при содействии послов нашей страны за рубежом.

Отмечалось, что отныне будет организована новая система для расширения масштабов проектов с участием прямых иностранных инвестиций в регионах и отраслях, установления строгого контроля за их реализацией.

В соответствии с ней, на первом этапе хокимы областей, посещая раз в неделю один район или город, установив взаимодействие с послами, организуют работу по привлечению прямых иностранных инвестиций. Руководители отраслей, таким же образом, раз в неделю посещают одну область и вместе с местными предприятиями организуют работу по ускорению реализации действующих и формированию дополнительных инвестиционных проектов. В необходимых случаях обучают местных руководителей и предпринимателей разработке инвестиционных проектов. Премьер-министр и его заместитель с участием послов регулярно обсуждают состояние освоения иностранных инвестиций, привлеченных в регионы и отрасли. По результатам в отношении хокимов и руководителей отраслей будут приниматься меры поощрения или наказания в виде удержания 50 процентов заработной платы.

Закрепленные за регионами руководители республиканских ведомств вместе с хокимами областей и послами, изучив состояние реализации проектов с участием прямых иностранных инвестиций в каждом районе (городе), принимают конкретные меры по их ускорению, а также разрабатывают предложения по дополнительным проектам и привлекают иностранных инвесторов.

На втором этапе Государственный комитет Республики Узбекистан по инвестициям обобщает поступившие от регионов и отраслей предложения по инвестпроектам, оценивает их эффективность и формирует единую электронную онлайн-базу.

Третий этап – Министерство иностранных дел, закрепленные за регионами послы привлекают иностранных инвесторов к включенным в единую электронную базу проектам.

На четвертом этапе Кабинет Министров принимает меры по заключению с иностранными инвесторами соответствующих соглашений по реализации отобранных перспективных проектов и утверждает “дорожные карты” для контроля за их исполнением.

Президент отметил, что для дальнейшей активизации привлечения инвесторов к разработанным проектам необходимо не реже одного раза в год проводить в каждом регионе инвестиционные форумы с участием иностранных инвесторов, а также обеспечить участие отечественных предпринимателей в крупных международных инвестиционных форумах за рубежом. Государственному комитету по инвестициям, Министерству иностранных дел поручено сформировать графики проведения инвестфорумов в регионах в текущем году.

– Самое важное – правильно размещать инвестиционные проекты. Единственное требование инвесторов – это наличие необходимой инфраструктуры там, где предполагается реализация проекта. Поэтому недавно принято постановление Президента по совершенствованию процессов урбанизации в нашей стране. Если привлекать инвесторов туда, где имеется удобная инфраструктура, мы сможем достичь системного развития промышленности. Где имеется промышленность, там будут рабочие места и доходы, будут строиться жилье и социальные объекты, появляться городки, – сказал Шавкат Мирзиёев.

На видеоселекторном совещании обсужден еще один важный вопрос – государственная поддержка проектов иностранных инвесторов. Поставлена задача создать фонд поддержки иностранных инвесторов исходя из зарубежного опыта.

В нынешнем году планируется привлечение коммерческими банками нашей страны прямых кредитов зарубежных банков на общую сумму 740 миллионов долларов. На совещании отмечалась необходимость усиления работы по привлечению прямых иностранных кредитных ресурсов с низкими процентами и долгим сроком погашения.

Обсужден также вопрос создания системы по формированию портфеля надежных проектов с участием прямых инвестиций.

В текущем году в рамках 84 проектов намечено освоить 2,7 миллиарда долларов – средств международных финансовых институтов и доноров. На совещании проведен анализ этих проектов в разрезе комплексов Кабинета Министров, определены меры по их своевременной и качественной реализации.

Кроме того, планируются строительство и ремонт 2,8 тысячи объектов социальной сферы и инфраструктуры. Глава государства обратил особое внимание на данный вопрос, касающийся качества жизни народа, и отметил необходимость ускорения запланированной работы по строительству и реконструкции дошкольных образовательных учреждений, школ, объектов здравоохранения, дорог, сетей питьевого водоснабжения.

На совещании заслушаны отчеты членов правительства, руководителей министерств, ведомств и хозяйственных объединений, хокимов областей о принимаемых мерах по организации исполнения проектов, включенных в Инвестиционную программу.

Источники: http://journalpro.ru/articles/pryamye-inostrannye-investitsii-v-uzbekistane-neobkhodimost-i-tselesoobraznost/, http://studwood.ru/1558626/ekonomika/rol_inostrannyh_investitsiy_modernizatsii_ekonomiki_uzbekistana, http://darakchi.uz/ru/63784

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос